Значение игровых предметов для обеспечения мнимой ситуации в игре детей

Воображаемая ситуация, как основа замысла игры, наглядной детьми с помощью различных предметов, используемых в игровом назначении. Такие предметы называют игровыми. Их разделяют на три основных группы: игрушки, атрибуты, предметы-заменители.

Внешнюю фиксацию сюжет и содержание игры получают, прежде всего, с помощью предметов-атрибутов, непосредственно указывающих на определенную профессиональную деятельность взрослых и их обязательными признаками. Так, врач должен иметь белый халат и шапочку, учительница указку и доску, водитель — сидит за рулем, моряк носит бескозырку и матроску подобное. Игровые атрибуты способствуют сохранению сюжета, его развертыванию, поиска детьми новых поворотов в игре. С их помощью детям легче выполнять ролевое поведение, сохраняя ее в течение игры. Особенно важно использование предметов-атрибутов является на первых этапах развития сюжетно-ролевой игры, когда сюжет и ролевое поведение детей неустойчивы, требуют внешней организации. Взрослый оборудует игровые комнаты, группируя предметы-атрибуты согласно любимых сюжетов игр детей: для игры «в больницу, почту, семью, парикмахерскую», «поездки на транспорте». С укреплением способности ребенка действовать в мысленном плане (в старшем дошкольном возрасте) значения атрибутов снижается, зато расширяется использование заменителей.

Использование детьми заменителей знаменует собой их способность к внутреннему опосредования процесса игры. Стремясь подражать жизни взрослых, ребенок не всегда обладает соответствующими предметами, используемыми взрослыми в различных видах своей деятельности. Некоторые из этих «нужных» в игре предметов является для дошкольника недосягаемыми, а иногда и запрещенными: иглы для инъекций в игре в больницу, чем для приготовления «обеда», машинка парикмахера подобное. В таких ситуациях дошкольник сначала по подсказке взрослого, а затем и самостоятельно находит доступное для его возраста решения, используя заменители. Вместо медицинских игл — тоненькие палочки или макароны; вместо ножа — пластмассовая лента. Называя доступные ей предметы словом, которое обозначает отсутствие в распоряжении ребенка предмет с определенными нужными функциями, она выполняет умственную действие замещения. Воображение ребенка достраивает недостающие в реальном предмете свойства так, как это необходимо для ее игры. С возрастом способность ребенка выполнять действие замещения распространяется на все больший круг предметов, используемых в игре. У старшего дошкольника вся игра часто происходит с использованием только заменителей. У младшего — наблюдается значительное содержание внешне похожих на подлинные предметы игрушек: игрушечные чем, медицинские принадлежности, машинки разных видов. Чем старше ребенок, тем меньше значение для выбора заменителей имеет внешнее сходство требуемый в игре предмету.Главным становится — функциональная родство заменителя с настоящим предметом, наличие в заменителях свойств, позволяющих ребенку действовать с ним, как с настоящим. Так, медицинской иглой не может быть бумажная трубочка, ибо она легко сгибается. В качестве заменителей для детских игр дошкольники охотно используют функционально не определены предметы: кубики, палочки, лоскутки ткани и бумаги, коробочки, природный материал и т.д..

В процессе подбора и использования заменителей у ребенка развивается воображение, способность планировать свою деятельность, подбирать для ее выполнения необходимы материалы и средства, ребенок начинает понимать условность ситуации игры, ее моделирующий характер. Такие психические качества ребенка составляют важное условие развития знаково-символической функции сознания.

Как замечает Г. А. Урунтаева, в сюжетно-ролевой игре ребенок совершает символизацию (замещения) двух видов. Во-первых, переносит действие из одного предмета на другой при переименовании предмета выступает средством моделирования действий. Во-вторых, моделирует социальные отношения: берет на себя роль взрослого при воспроизведении значение человеческой деятельности с помощью обобщенных и сокращенных действий, приобретают характер изобразительных жестов.

У Вас часто бывают проблемы со здоровьем? Тогда наша подписка - именно для Вас!