Лечение с помощью муравейника
Последние дни прошлогоднего уходящего бабьего лета обернулись августовской жарой. В ожидании медсестры хозяин «крутой» дачи придвинул кресло поближе к открытому окну и наблюдал за работой бригады шабашников, сооружавших бассейн в его саду.
Те трудились на совесть — придраться не к чему. Управлял разношерстной командой бригадир, которого остальные уважительно называли Батей. Заметно старше всех по возрасту, в работе он наравне с молодыми спины не разгибал.
И другим не позволял долгими перекурами увлекаться. Строительство бассейна ударными темпами близилось к завершению, но Хозяина это не радовало. Каждый день, наблюдая за Батей, он мрачнел, погружаясь в пучину невеселых философских размышлений.
О том, как бывает несправедлива матушка-природа, когда одного наделяет богатырским здоровьем, позволяя и в старости камни ворочать да ведра с раствором таскать, а другой уже в сорок с хвостиком из болезней не вылезает…
Медсестра, делая Хозяину массаж спины, завела старую песню: обычные, мол, возрастные изменения. У всех ныне живущих рано или поздно проблемы с позвоночником начинаются — так природой заведено, что стареем мы не по дням, а по часам… Быстренько закончила и попрощалась культурно.
Рабочих позвали на кухню — обед поспел. Для Бати на сей раз было сделано исключение. Выпала ему честь с самим Хозяином за одним столом хлеб-соль делить. Потому как разговор к нему есть важный.
От мясных деликатесов Батя отказался под тем соусом, что пятница — день постный. К коньяку заграничному не притронулся, да и водочкой местного разлива не соблазнился. Якобы лет двадцать бесовского зелья в рот не берет с тех пор, как разменял шестой десяток.
У Хозяина от изумления аж нож из рук вылетел. Нагнулся поднять, как стрела боли молнией до самого копчика обожгла.
— Хондроз? — сочувственно поинтересовался Батя.
И, старательно пережевывая банан, поведал, что с ним когда-то то же самое было. Сорвал спину и долго мучился, пока не дошло, что одно от боли спасение — муравьиные ванны. Тут Хозяин вспомнил, что перед массажем втирала ему медсестра обезболивающую жидкость из аптечного пузырька с надписью «Formic spirit». To бишь — муравьиный спирт.
— Да в спирте том от муравьев одно название! — живо возразил Батя. — Его химики в своих лабораториях делают! А настоящее растирание для больной спины только в лесу получается. Берешь банку или бутылку, изнутри медом намазанную, и ставишь к муравейнику поближе. Когда на две трети твоя посуда наполнится, тут же доверху спиртом медицинским заливаешь. Месяц постоит — и готово.
— А муравьиные ванны? — осторожно напомнил Хозяин. Наловить мешок муравьев, кипятком заварить — или как?
— Не спеши вперед батьки в пекло! Муравьи, хоть и маленькие, а жить не меньше, чем ты, хотят. Муравьиные ванны — это когда идешь в лес, прихватив с собою одежную щетку… и выбираешь самый большой муравейник. Веткой похлопаешь, чтобы их «разогреть», а дальше — раздеваешься и укладываешься сверху…
— Голым?! На муравейник?! Да это не лечение, а мазохизм какой-то!!!
— Так кто же в пиджаке моется? — ухмыльнулся Батя. Раздеваешься, значит, и ложишься. Только осторожно, чтобы лекарей кусачих не передавить и не повредить муравейник — не ты его строил, не тебе и ломать! Минут пять на спине лежишь и на животе столько же. Сметаешь с себя щеткой муравьев — вот и вся процедура. 5-6 сеансов за лето — и весь год спина не беспокоит! По себе знаю!
Хозяин недоверчиво поморщился, а Батя продолжал:
— Такие муравьиные ванны я каждый сезон принимаю. Начинал еще в те времена, когда в наших лесах черные муравьи водились. Сейчас-то их почти не осталось… И знаешь, почему?
— Экология… — предположил Хозяин, вздыхая.
— Как бы не так! Их уничтожили рыжие лесные муравьи. И не просто уничтожили, а хитростью да коварством извели. У муравьиной семьи — свои законы. У них, как и у пчел, всего одна матка-царица! Живет она долго, лет 20-25, А если погибает до срока, то вслед за ней и вся семья вымирает. Так вот, весной старая муравьиная матка руфа покидает родное гнездо, делает брачный перелет, находит муравейник родственного вида фуска.
Тут же сбрасывает крылья, обманом проникает туда, убивает царицу и занимает ее место. И рабочие муравьи фуска целое лето ее кормят, воспитывают ее расплод. Таким способом рыжие побеждают черных без драки, на их же территории. Вот какая большая подлость умещается в маленькой муравьиной головке! Они хоть и муравьи, а все, как у людей…
Через несколько дней строительство бассейна благополучно завершилось. Бригада наемных шабашников, получив расчет, отбыла на другой «объект» в том же дачном поселке. А вскоре и «крутого» Хозяина болезнь отпустила, позволила вернуться в накатанную колею, к отрежиссированному заранее существованию.
И важные, с претензией на неотложность, дела оттеснили на второй план впечатления, оставленные старым чудаком с его странными сказками о муравьях.
Может быть, он еще когда-то разговор тот вспомнит. Когда-нибудь на пике очередного обострения болезни. Хотя лечиться будет так, как доктор прописал. И платить медсестре за процедуры и уколы будет. Для него это привычнее и проще, чем голым — на муравейник…
Интересно, но не все ясно. В книге «Аквариум, гл.12, п. 8.», В. Суворов — «Болеют только ленивые….. Сидеть в муравьях несколько минут.. ..Пользовалась вся Русь, Византия. Муравей в Египте лучшим доктором считался.»